![]() |
|
|
|
Chevrolet Corvette: первый спортивный автомобиль Америки
В поиске машины-легенды мы вновь возвращаемся в послевоенные США, благо не разрушенная войной экономика могла производить шедевр за шедевром. Уставшие от танков и самолетов жители страны хотели чего-то красивого, мощного, быстрого и доступного. Считается, что к созданию Chevrolet Corvette причастны американские солдаты: воякам так понравились скоростные MG, Triumf, Jaguar в старушке Европе, что им захотелось ездить на таких же машинах у себя дома. Так, Corvette вполне можно назвать эхом войны, причем очень громким и долгим.. 1 июля 1953 года на страницах "New-York Times" появилось объявление о создании спортивного автомобиля. Заметка была озаглавлена просто: создан спортивный автомобиль. Дело в том, что это была первая машина подобного типа в США, поэтому даже такого названия должно было хватить, чтобы привлечь к ней внимание. Почему таких машин в стране не было? Дело в том, что главной добродетелью в стране был институт семьи и все, что с ним было связано. По дорогам страны в изобилии сновали фургончики, пикапы, большие вместительные седаны, которые должны были помогать ячейке общества заниматься покупками, путешествиями и фермерскими угодьями. Спортивный же автомобиль – это удел молодежи, считали конструкторы, и производить его не планировали. Но вот солдаты начали один за другим возвращаться на родину, заводить семьи, но жаждать чего-то другого в своем гараже, чем мощный, но такой скучный большой седан. Помимо них, в стране росло новое поколение, которым рассказы бывалых вояк о европейских автобанах и скоростных машинах кружили голову. Харли Эрл — глава центра стиля и цвета (по-нашему – главный дизайнер) корпорации General Motors, стал бредить спортивными автомобилями в начале пятидесятых, когда его сыновья учились в колледже. Глядя на них, он понял, что наступило время для создания доступного молодежного автомобиля. Перед дизайнерами была поставлена задача — "создать родстер, открытый и спортивный, простой в управлении и обслуживании и дешевый, чтобы быть по карману любому студенту". Эрл сделал себе имя, изготавливая заказные автомобили для звезд немого кино десятилетиями ранее. Затем он перебрался в Детройт, где в 1927 году возглавил в General Motors дизайнерскую мастерскую. Там он первый придумал делать модели не из железа или дерева, что было дорого и долго, а из скульптурной глины. Вторым человеком, которому принадлежит авторство знаменитого автомобиля, является Эд Коул, главный инженер Chevrolet тех лет, который направлял дизайнерские разработки стилистов в русло реальности. Через несколько лет после успеха Corvette, он возглавил все подразделение Chevrolet, а еще через пару лет стал главой всего General Motors. Краеугольным камнем его успеха стала идея создания "Корвета". За основу будущего автомобиля взяли стандартную модель Chevrolet. Задача конструкторов заключалась в том, чтобы придать агрессивный спортивный вид автомобиля без ущерба для его характеристик. Инженер-конструктор Роберт МакЛин догадался сдвинуть двигатель на 180 мм назад и опустить его почти на 80 мм. В результате был получен низкий силуэт машины и распределение нагрузок по осям, сходное с европейскими спортивными автомобилями.
Прототип должен быть готов к открывающейся в январе 1953 года выставке "Моторама", а решение о запуске в серию отложили до получения сведений о реакции публики на новую модель. Двигатель от обычного Chevrolet для спортивного автомобиля был слабоват, и в него пришлось внести изменения: поставили новый распредвал и толкатели клапанов, повысили степень сжатия и установили новый карбюратор. После установки алюминиевого впускного тракта и спаренных глушителей, мощность силового агрегата поднялась со 105 до 152 лошадиных сил. Трансмиссия к этому была не готова, поэтому в стандартном варианте была установлен автомат Powerglide с рычагом на полу. Кузов для демонстрационного экземпляра был изготовлен из фибергласа (материал, состоящий из стеклянного наполнителя (волокна) и синтетического полимерного связующего), недавно внедренного и очень удобного для штучного производства. О запуске фибергласовых кузовов в серийное производство никто и не думал. Подразумевалось, что в 1954 году, если запуск в серию будет одобрен, выпустят 10 000 автомобилей с кузовами, отштампованными из стали. В дальнейшем же именно решение использовать пластик вместо привычного железа, стало ключевым фактором успеха будущего шедевра. Дополнительным свидетельством принадлежности Corvette к жестким спортивным автомобилям был отказ от дополнительных удобств, таких как наружные дверные ручки, опускающиеся дверные стекла (вместо них устанавливались стеклянные боковые занавески). Судя по всему, создатели автомобиля просто импортировали внешность европейских спорткаров.
Первое явление Corvette народу оказалось не совсем удачным. Дело было не столько в необычном дизайне и легком пластике вместо стали, из-за чего машину долго звали пластмассовой, но и в слабом двигателе. "Максималка" в 170 км/час и 11 секунд до заветной "сотни" были не совсем тем, чего ожидали от спортивного автомобиля. Продажи Продажи подпортил и конкурент - появившийся двумя годами позже Ford Thunderbird был мощнее, хотя и с механической коробкой передач. К концу 1954 года было выпущено 3940 машин, но число молодых людей, приобретших Chevrolet Corvette, оказалось ничтожно малым. Стоимость машины с доставкой составляла 3523 доллара, что почти в два раза превышало цену, на которую первоначально ориентировался Харли Эрл. Не всякий студент в середине пятидесятых мог позволить себе купить открытую двухместную машину по цене Lincoln. Corvette едва не сняли с производства. Поговаривают, что спас Corvette… Ford Thunderbird! Дело в том, что Ford все активнее начинал работать на рынке спортивных автомобилей, и, в случае ухода Corvette, был бы полновластным властителем этого сегмента. Допустить такого в GM не могли. Автомобиль спас выходец из России Зора Аркус-Дантов, инженер и автогонщик. В свое время он был впечатлен идеей автомобиля – максимальное удовольствие от вождения, о чем и написал в письме Коулу. Тот, недолго думая, назначил "чужака" инженером проекта. В 1955 году тот адаптировал для автомобиля новейший двигатель V8 Small Block объемом 4,3 л (195 л.с.), а позже и трехступенчатую "механику", что позволяло машине разгоняться до 195 километров в час. Еще через год, в стремлении поднять уровень продаж, GM проводит рестайлинг и модернизацию модели — двигатель Corvette теперь выдает 225 лошадиных сил! Заметьте разницу: рекламу "Корвета" 1956 года украшал девиз: "Главное - действие!". Девизом "Корвета" 1957 года была фраза: "Управляй мощью".
Период с 1958 по 1962 годы стал эпохой расцвета для Corvette — в этот период автомобиль обзавелся сдвоенными передним фарами и хромированными вставками на бортах. Внутри оказался 4,6-литровый двигатель V8 с системой впрыска Rochester и мощностью 315 л.с., с которым Corvette разменивал первую "сотню" уже за 7,5 секунды. Напомним, что таких улучшений компания смогла достичь всего за пять лет! Харли Эрл воспользовался дизайнерскими возможностями, заложенными в оригинальной модели, и создал вогнутые углубления на боках автомобиля. Они стали отличительным мотивом автомобилей до появления следующего поколения Corvette в 1963 году. Продержавшись на конвейере 10 лет, в 1963 году Corvette выходит на уровень С2 — такой индекс вместе с собственным именем StingRay (жало ската или электрический скат) получает второе поколение модели. Здесь принято вспоминать об Уильяме Митчелле, одном из дизайнеров компании, который был страстным рыбаком и решил воплотить свои любимые акульи формы в этом автомобиле. Corvette и впрямь получается "рыбьим" - футуристичный, с ниспадающим к корме "хребтом". К тому же, как и любая рыба, этот автомобиль был очень выносливым – мощный мотор и независимая задняя подвеска (первая во всем американском автопроме), позволяли преодолевать большие расстояния без видимого ущерба для автомобиля. Двигатель впервые перевалил отметку в 5 литров, остановившись на объеме 5,4 литра. А в 1965 году свет увидел Corvette StingRay 427 — чудовище с 7 литрами рабочего объема, 425 лошадиными силами, максимальной скоростью в 240 км/ч и разгоном до сотни за фантастические 5 секунд! Был еще и StingRay L88 — 560-сильная машина из ограниченной серии, выпускавшейся с 1967 года. Но это был не просто быстрый автомобиль, он был и комфортабельным: его можно было полностью загрузить пакетом роскошных дополнительных возможностей, включая AM—FM-радио, рулевой привод с усилителем, окна и кондиционер. До сих пор многие эксперты считают, что это был лучший Corvette из всех, что производила компания.
В 1968 году появился Chevrolet Corvette третьего поколения, тоже StingRay, но теперь это имя писалось в одно слово, обозначая "ракета". Пластиковый кузов стал напоминать бутылку кока-колы, еще один символ эпохи, а на купе появились съемные панели крыши. Моторы остались без изменений, но их век был недолгим — в 1969 году появился новый Small Block объемом 5,7 л (300 л.с.), а через год и Big Block объемом 7,4 л (390 л.с.). Но оказалось, что это был конец "табуна лошадей" под капотом. В 1972 году американских автопроизводителей обязали указывать мощность двигателей с подключенным навесным оборудованием, в результате чего на бумаге Corvette резко потерял в силах — самая мощная модификация с мотором 7,4 л развивала всего 270 л.с. Тогда же, по соображениям безопасности, прекратили выпуск открытых машин. Модель 1972 года запомнилась последними "Корветами" с хромированым бампером. В следующем году вместо переднего хромированного бампера появился утвержденный федеральными властями устойчивый к несильным ударам пластиковый бампер. В общем, куда не глянь – полное ущемление внешнего вида и мощности легендарной машины. Правда, именно С3 стал самым продаваемым среди всех автомобилей, выпускавшихся под этой маркой – всего было продано более 500 000 экземпляров.
Четвёртый Corvette не был столь революционным внешне, как предыдущее поколение, зато обладал выдающейся аэродинамикой и был куда больше продуман технически. Чтобы соответствовать изменившемуся времени, в С4 использовались высокие технологии и исследования по аэроэффективности. "Корвет" проник в область "стелс"-технологии, похожей на ту, которая используется в неуловимой для радаров авиации, заметно снизив коэффициент сопротивления. В связи с новой системой налогов на мощность ушли в прошлое многолитровые двигатели Big Block. Теперь Corvette мог претендовать максимум на 230 л. с. нового 5,7-литрового мотора. Претензии "Корвета" на лидерство среди спортивных автомобилей мира были поддержаны журналом "Мотор Тренд", назвавшим его в 1984 году автомобилем года. В начале 90-х концерн General Motors переживал не лучшие времена, и часть руководства выступала за то, чтобы не нести дополнительные расходы на разработку пятого поколения спорткара. Другие же уверяли, что легенду забывать нельзя, поэтому в 1994 году проекту все же дали зеленый свет. Первой увидела свет модификация с подъемным задним стеклом, за ней появился родстер, а в 1999 году гамму дополнила закрытая двухдверка. Двигатель объемом 5,7 л развивал 345 л.с., а в 2001 году была представлена версия Z06 с мотором мощностью 385 л.с.
Наконец, в 2005 году дебютировал Chevrolet Corvette шестого поколения, который выпускается до сих пор, правда, Майк Коннор из журнала "Motor trend" сообщил, что следующее поколение Корветов не появится ранее 2012 года. Новый двигатель на С7 возможно будет работать в паре с роботизированной коробкой передач. Водитель сам сможет выбирать уровень мощности и расхода топлива двигателя, а также оценивать своё водительское мастерство по данным продвинутой телеметрии. В качестве двигателя Corvette был выбран CTS-V LSA.
Главное достоинство этого автомобиля, которое столько лет помогает ему находиться в обойме General Motors, можно узнать из названия машины. Корвет — в парусном военном флоте легкий трехмачтовый артиллерийский корабль, предназначавшийся для разведки. На Corvette GM испытала кучу новинок: от кузова из новых компонентов, до независимой подвески и системы впрыска топлива. Теперь эти вещи являются привычными, а тогда, для их запуска в серийное производство, требовалось проверить, разведать все новые возможности. Corvette же показал, что и разведчик может стать главным воином в своей армии.
|