![]() |
|
|
|
ЛЕГЕНДЫДвадцатая «Олдтаймер-галерея» Ильи Сорокина прошла в конце сентября в Москве. Гостям на изучение выкатили более двух сотен экспонатов – легендарные автомобили, автобусы и мотоциклы. На осенней выставке также отпраздновал свое 140-летие Политехнический музей. При его поддержке прошел фестиваль, участники которого – музеи из разных городов России – впервые собрались в одном зале и познакомили посетителей с уникальными техническими артефактами былых времен. Нынешнюю выставку Сорокина можно смело назвать семейной: найти здесь развлечения на целый день смогли все, от мала до велика. Кроме экспозиции из стальных красавцев на «Олдтаймер-галерее» работал фестиваль технических диковин, которые привезли партнеры и друзья знаменитого Политеха. Приборы, машины, механизмы, разнообразные станки можно было опробовать в работе, а также послушать увлекательные истории об их создании и применении. «Изюминкой» стала экспозиция самого Политехнического музея под названием «Что внутри?» – на ней можно было увидеть автомобили ГАЗ-М20 «Победа», ГАЗ-21 «Волга», Москвич-401 в разрезе в натуральную величину. В распиленном виде были представлены двигатель автомобиля ЗИС-101, шасси Lion Peugeot начала ХХ века и даже один из первых российских мотоциклов «Россия». Аккуратно разрезанные капоты, двери, моторы – все это вызвало восторг и интерес маленьких посетителей и, наверняка, не только желание разобрать папин автомобиль, но и самому в будущем попробовать себя в роли инженера. Громкими премьерами стали сразу несколько экспонатов, в числе которых воссозданный спорткар ЗИС-101. Самый мощный и красивый советский автомобиль довоенного периода был построен в единственном экземпляре в 1939 году. Родстер создан на базе ЗИС-101, первого советского серийного лимузина, выпуск которого «Завод имени Сталина» начал в конце 1936 года. Долгое время проект существовал лишь на бумаге, но, на счастье молодых инженеров, Владимира Кременецкого, Анатолия Пухалина, Николая Пульманови и Валентина Росткова, в 1938 году в СССР намечалось празднование двадцатилетия Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи. Родстер стал одним из главных трудовых подарков «Матери Родине – в честь 20-летия ВЛКСМ». На неофициальных испытаниях ЗИС101-Спорт развил скорость в 168 км/ч, а зарегистрированным результатом стала цифра 162,4 км/ч. Несмотря на одобрение Сталина, Молотова и Хрущева, после праздника автомобиль оказался невостребованным. Сам родстер затерялся и, несмотря на все поиски энтузиастов, его судьба остается неизвестной. Еще одна «звезда» – фронтовой автомобиль маршала Конева ГАЗ-61-73, переданный ему в августе 1941 года и несший свою фронтовую службу на протяжении всей Великой отечественной войны. Кроме Конева ГАЗ-61-73 вручили другим высшим советским военачальникам – Ворошилову, Буденному, Жукову. Проходимость автомобиля превосходила показатели американских джипов Willys и Bantam, он мог преодолевать подъемы крутизной 38 градусов, брод глубиной 720 мм и без труда поднимался по крутой пешеходной лестнице. Командирский Tempo Vidal G1200 родом из Германии. Полный привод работал за счет двух двигателей, каждый из которых приводил в движение свою ось. Для улучшения проходимости по центру машины устанавливались колеса-перекатыши. Всего с 1936 по 1943 годы было выпущено 1 243 единицы, но в немецкую армию автомобиль не попал – Tempo Vidal G1200 применялись для работы на границе, а также шли на экспорт. Немецкий Opel Admiral 1938 года можно было изучать бесконечно. Воинские звания в обозначениях моделей у автомобилей марки Opel появились в 30-е годы. Самым младшим был малолитражный Kadett, средним – Kapitan. Флагманский Admiral представили в 1937 году – на фоне своих консервативных современников он выделялся обтекаемыми формами, к которым приложил руку американский автомобильный художник Фрэнк Херши. Дизайн машины был не только эффектным, но и функциональным. «Бобровый хвост» скрывал внутри вместительный багажник, которым не могли похвастаться другие немецкие автомобили тех лет, кроме того, Admiral обладал необычайной плавностью хода благодаря передней независимой подвеске типа Дюбонне, представлявшей собой пару пружин с амортизаторами внутри, а также длинным и мягким рессорам сзади. Машину полюбили не только немецкие генералы, но и советские военачальники. Прославил модель и кинематограф – именно на Opel Admiral ездил советский разведчик Федотов в фильме «Подвиг разведчика». Самым динамичным ретро-каром выставки стал британский Jaguar Mark II 1964 года выпуска. Седан с гоночным двигателем мощностью 223 л.с. почти сразу же снискал репутацию автомобиля, идеально подходящего для налетов на банки. Именно на таком «Ягуаре» ездил мафиози в исполнении Луи де Фюнеса в кинокомедии «Разиня». Впрочем, этот быстрый седан активно использовался и полицией, что несколько реабилитировало имидж выдающейся машины. Звание самого спортивного автомобиля выставки получил MINI Cooper S 1969 года. В 1961 году, вскоре после начала производства «гражданского» MINI, появилась и ее спортивная версия Cooper. Конструктор Формулы-1 Джон Купер был настолько восхищен надежностью и управляемостью машинки, что решил снабдить ее более мощным двигателем объемом 997 см³ и мощностью 55 л.с., двумя карбюраторами и дисковыми тормозами. Еще два года спустя, в 1963-м, появилась мощная модель MINI Cooper S c мотором уже в 70 «лошадок». Самым универсальным стал экспонат Ford T 1923 года выпуска. Именно «универсальным» называли эту модель в фирменном каталоге, но некоторые изобретатели перещеголяли даже самого Генри Форда в универсальности использования его автомобилей. В 1913 году Вирджил Уайт из штата Нью Гемпшир приладил к Ford T съемные лыжи и гусеницы, превратив его в вездеход. Также на выставку привезли более ранние образцы «Жестянки Лиззи» – 1911 и 1916 годов, а на модели 1913 года своим ходом из австралийского Мельбурна прибыл его хозяин – отважный Константин Мэндилас. Рассказывают, что однажды Генри Форд, из патриотических соображений ездивший только на Ford T, остановился, чтобы помочь бедолаге в замершем на обочине автомобиле той же марки. Быстро найдя и устранив неполадку, Генри с улыбкой отказался от предложенного доллара, сказав, что в деньгах не нуждается. Незадачливый автомобилист, окинув взором непритязательный «Фордик», заметил: «Если бы вы, мистер, не нуждались в деньгах, разве ездили бы на такой машине?». И вот, уже в следующем году модель отметит свое столетие. Как всегда хорошо на выставке были представлены роскошные американские Cadillac. Например, приехал красавец Fleetwood 370D 1935 года. Эта модель с двигателем V12 была представлена в пассажирском кузове Limousine Brougham со съемной частью крыши над передними сиденьями и четырьмя дверями. Всего же американцам, жившим в то время, предлагалось 15 вариантов модификаций кузова. В 30-е годы у Cadillac возникли серьезные проблемы, началась Великая депрессия, которая вынудила состоятельных покупателей отказаться от покупки дорогостоящих автомобилей. Кроме того, компания погрязла в судебных исках от афроамериканского населения, которому не разрешалось даже ступить на порог дилерских салонов марки. Чернокожего чемпиона мира по боксу Джо Льюиса не миновала такая участь. В 1932 году Cadillac принял весьма необычное решение для тех времен – продавать автомобили всем, вне зависимости от цвета кожи. Шаг оказался удачным, и Cadillac стал единственным прибыльным предприятием США во время кризиса. От ВДНХ до Кутузовской слободы Закинуть посетителей назад в советское прошлое смогли настоящие машины времени – огромные троллейбусы и автобусы, выпущенные после 40-х годов. Символы эпохи, мелькающие в телевизионной хронике и перевозящие главных героев советских фильмов, в частности, стоят в депо Мосгортранса, а во время юбилейных дат и выставок вновь безотказно встают на маршруты. Знаменитый «Синий троллейбус» был даже воспет Булатом Окуджавой. Спасавший барда «последний, случайный полночный троллейбус» – это серийный троллейбус средней вместимости МТБ-82Д, который собирали с 1946 по 1961 годы. Изначально выпуск МТБ-82 был развернут на заводе №82 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР в подмосковном Тушино (в настоящее время – Тушинский машиностроительный завод. В 1951 году производство было перенесено на завод имени Урицкого в город Энгельс Саратовской области (в настоящее время ЗАО «Тролза»). Названием машины стала аббревиатура словосочетания «московский троллейбус», индекс соответствует номеру первого завода-изготовителя. Всего было выпущено более 5 000 единиц этого вида транспорта, основная масса троллейбусов такого типа была списана в конце 60-х – начале 70-х годов. Можно было посмотреть и на знаменитый троллейбус МТБЭС 1958 года. Модель создана в 1954 году на Сокольническом вагоноремонтном заводе (СВАРЗ) для обслуживания посетителей выставки ВСХВ, она так и называлась – «Троллейбус для ВСХВ». Новая машина отличалась ярким необычным дизайном, уже началось освоение пластика и гнутого стекла, что нашло свое применение в облике спецтранспорта. Для эксплуатации в городе, а не только на территории выставки, в конструкции троллейбуса внесли изменения: пассажирский салон остеклили, конструкторы отказались от сложных в изготовлении ширмовых подъемных стекол салона, заменив их обычными стеклами с откидывающимися форточками и уменьшив по высоте. С машины исчез литой барельеф «Рабочий и колхозница» – на его место встала наклонная надпись «СВАРЗ». Фары переместились с хромированного переднего бампера на лобовой лист кузова, а их место заняли поворотные сигналы. Первый троллейбус МТБЭС сошел с конвейера 25 января 1958 года, последний – в 1964 году. За это время было изготовлено 452 троллейбуса. Конечно, это лишь малая часть машин любителей старины. Невозможно было пройти мимо чешских Tatra, американских Lincoln и классических масл-каров – изучать этих красавцев можно очень долго, поэтому забиваем в календарь дату следующей «Галереи» – 21-я выставка пройдет в период с 7 по 10 марта 2013 года и будет посвящена легендам советского автоспорта. Организаторы планируют показать коллекцию из 100 уникальных гоночных автомобилей 20-х – 80-х годов, многие из которых считались утраченными.
|